Пятница, 26.04.2024, 14:08
Приветствую Вас, Гость

Адаптация
Это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от:
 психофизиологических и личностных особенностей ребенка;
 от сложившихся семейных отношений;
 от условий пребывания в дошкольном учреждении.
То есть, как Вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему.
Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В третьих, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
В яслях - 7-10 дней
В детском саду в 3 года - 2-3 недели
В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц
Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. Если Вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
Что тут можно порекомендовать?
• Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.
• Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна.
• В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.
• Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

 

Уважаемые родители, Вам хочется, чтобы ваш ребенок адаптировался к саду быстрее и легче чем он должен адаптироваться по прогнозу. Для этого необходимо знать, как подготовить ребенка к поступлению в сад, как надо вести родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ.
КАК НАДО родителям готовить ребёнка к поступлению в ДОУ
• Тренировать, буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приручать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
• Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с ДОУ.
• Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям и своевременно принять меры при неудовлетворительном прогнозе.
• Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
• Отправить ребенка в ДОУ лишь при условии, что он здоров.
• Не отправлять ребенка в детский сад в разгаре кризисе трех лет.
• Заранее узнать все новые моменты в режиме дня ДОУ и ввести их в режим дня ребенка дома.
• Повысит роль закаливающих мероприятий.
• Оформит в детский сад по мету жительства.
• Как можно раньше познакомит малыша с детьми в ДОУ и воспитателями в группах, куда он в скором времени пойдет.
• Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
• Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в ДОУ.
• Раскрыть ребенку «секреты» возможных навыков общения с детьми или взрослыми людьми
• Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
• Не угрожать ребенку ДОУ как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
• Чтобы ваш ребенок был, как надо подготовлен к ДОУ, прослушать цикл лекции в детской поликлинике по адаптации детей к ДОУ.
• Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
• Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в ДОУ.
• Планировать свой отпуск, чтобы в первый месяц посещения ребенка нового организованного коллектива у Вас была бы возможность оставлять его там, на целый день.
• Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.


КАК НАДО родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ
• Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
• Создать спокойный бесконфликтный климат для него в семье.
• Щадить его ослабленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
• На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
• Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
• Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как в ДОУ.
• Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
• При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнить все предписания врача.

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ
• В присутствии ребенка плохо говорит о ДОУ.
• «Наказывать» ребенка ДОУ и поздно забирать домой.
• Мешать его контактам с детьми в группе.
• Все время кутать, одевать не по сезону.
• Конфликтовать с ним дома.
• Наказывать за капризы.
• В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.
• Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с ДОУ.
• Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
• Не выполнять все предписания врача.


Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
• хороший аппетит,
• спокойный сон,
• охотное общение с другими детьми,
• адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
• нормальное эмоциональное состояние.

Желаю Вам и Вашим малышам прекрасного настроения, хорошего здоровья и лёгкой адаптации!!!


Консультация педагога-психолога
Адаптация ребенка к условиям детского сада
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новые помещение. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. Чем ребенок младше, тем труднее ему переходить от старых контактов к новым. Это особенно справедливо для детей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.
Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду
Психологи выделяют 3 фазы адаптационного процесса
1.Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. В начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. Срывы приспособления к яслям проявляются в среднем на 4-ый день в виде различных заболеваний. Благоприятная адаптация завершается между 11 и 24 днями после поступления в детское учреждение. Дети в дневных яслях приспосабливаются, в среднем, 4-6 недель (в круглосуточных – 3-4 месяца).
2.Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза длится 3 – 5 месяцев
3.Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии
Фазы адаптации к детскому учреждению по Дж. Робертсону:
1. Фаза «протеста». В этот период ребенок испытывает тяжелое потрясение, плачем зовет мать, проявляет признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит и плачем провожает.
2.Фаза «отчаяния». Ребенок погружается в себя, становясь жалким и несчастным, нарушается процесс кормления, ритм сна, он нередко начинает сосать пальцы, раскачивается.
3.Фаза «отчуждения». Ребенок утрачивает интерес к родителям, для него уже безразлично, навещают его или нет. По возвращении домой ребенок вначале может игнорировать родителей, отворачиваться от них. В последующие несколько недель или даже месяцев его поведение нарушается: ребенок становиться непослушным, неуравновешенным, стремится держаться возле родителей, страшится отпустить их. Если капризы и аффективные вспышки ребенка вызывают отрицательную реакцию и осуждение родителей, то это приводит к усилению капризного поведения и еще большему стремлению «цепляться» за мать. Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты:
* У детей до трех лет проявляются беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность);
* У детей старше трех лет наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.
* У плохо адаптируемых детей старшего возраста больше вероятности появления или закрепления психомоторных нервных нарушений – тиков и заикания.
Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти реакции на отрыв от семьи, это зависит как от самого ребенка, так и от того, что он встретит в больнице или в яслях. Наибольшая вероятность появления ярко выраженных реакций приходится на возраст от 7 месяцев до 4 лет и у тех детей, которые не были подготовлены к отделению от матери, редко бывали в чужих домах или недавно уже тяжело пережили разлуку с родителями.
Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее. Дети, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры, неумения принимать и играть роли (в старшем дошкольном возрасте).

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
1.Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
2.Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.
3.Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т.д.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.
                                                                                                                                                                                                                                                                                           С уважением, педагог-психолог Кос
тина А.С.