Суббота, 27.04.2024, 23:53
Приветствую Вас, Гость

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицировани­ем. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ­альной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия де­тей и их эстетическому развитию. Огромное зна­чение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш­но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-твор­ческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны­ми музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные осо­бенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и пре­образовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро на­правлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекатель­ности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также доста­точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в за­висимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в груп­повых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью воз­можно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошколь­ника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидакти­ческих игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музы­кально-дидактические игры должны быть разно­образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкаль­ном уголке, вносить новое оборудование.

Созданная «по законам красоты» среда спо­собствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эсте­тического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмо­ционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Для развития детского музыкального творчес­тва требуется большое количество наглядных по­собий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам могут помочь родители воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с ро­дителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

 

  1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
    2. Разнообразие оборудования.

    3.Учет возрастных особенностей детей.

    4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

    5.Возможность переноса оборудования в другие места.

     

Классификация оборудования для музыкальных зон:
 

  1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафор­ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п.(бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
  2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
  • с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
  • с фиксированной мелодией (шарманки, ор­ганчики);
  • с одним фиксированным звуком (дудки):
  • шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)


3. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначе­ния частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музы­кальных способностей, знакомства с элемен­тами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео­кассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам


Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

 


  • куклы-леваляшки;

  • образные музыкальные «поющие» или «тан­цующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;


• игрушки-инструменты со звуком неопреде­ленной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

 


  • атрибуты к музыкальным подвижным играм;

  • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточ­ки с колечками, погремушки, осенние листоч­ки, снежинки и т.п. для детского танцевально­го творчества (по сезонам);

  • ширма настольная с перчаточными игрушками;

  • магнитофон и набор программных аудиоза­писей;

  • поющие и двигающиеся игрушки;

  • музыкальные картинки к песням, которые мо­гут быть выполнены на кубе и в виде большо­го альбома или отдельные красочные иллюс­трации.



Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной де­ятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

 


  • металлофон;

  • шумовые инструменты дтя детского оркест­ра;

  • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие ил­люстрации к знакомым песенкам);




 


  • фланелеграф или магнитная доска;

  • музыкально-дидактические игры: «Три мед­ведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш ор­кестр», «Цветик-семицветик", «Угадай коло­кольчик» и др.;

  • арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

  • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пя­тиступенчатая), на которых находятся ма­ленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

  • ленточки, цветные платочки, яркие султан­чики и т.п. (атрибуты к танцевальным имп­ровизациям но сезону;

  • ширма настольная и набор игрушек;

  • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:


• магнитофон и набор программных аудиоза­писей.


Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

 


  • музыкальные игрушки-инструменты с диато­ническим и хроматическим звуком (металло­фон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

  • иллюстрации по теме «Времена года»;

  • музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);




 


  • портреты композиторов;

  • иллюстрации из «Музыкального букваря»;

  • музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Сту­пеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный парово­зик», "Угадай, что звучит и др.;

  • атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в ле­су», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);


• детские рисунки к песенкам и знакомым му­зыкальным произведениям;
 


  • ширмы: настольная и ширма по росту детей;

  • музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;


• атрибуты для детского танцевального твор­чества: элементы костюмов к знакомым на­родным танцам;
 


  • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

  • атрибуты к танцевальным импровизаци­ям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

  • магнитофон и набор программных аудиоза­писей или дисков.



Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):
 


  • музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, коло­кольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

  • портреты композиторов;

  • иллюстрации по теме «Времена года»;

  • картинки к пособию «Музыкальный бук­варь»;




 


  • альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы ри­суем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о про­слушанных музыкальных произведениях и по­любившихся песнях;

  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмо­циональными настроениями) для определе­ния характера мелодии при слушании про­изведений;

  • альбомы для рассматривания: «Симфони­ческий оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

  • музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

  • набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

  • музыкально-дидактические игры: «Три поро­сенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композито­ра музыки», «Веселая пластинка», «Музыкаль­ные птенчики» и т.д.;


атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);
 


  • атрибуты для детского танцевального твор­чества, элементы костюмов к знакомым на­родным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизаци­ям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.